Анализ современных учебников по естествознанию и экологии с целью   выявления в них потенциала проблемного подхода.

В результате анализа текстов учебника Черновой Н.М. и Константинова М.Н. по основам экологии для 10 –11 классов было выявлено, что изложение носит проблемный характер.

Результаты анализа соотношения различных типов вопросов и заданий представлены на рис. 7.

Представленные данные свидетельствуют о том, что вопросы в основном обладают частично- поисковым характером (46%), вопросы и задания репродуктивного характера составляют небольшой процент в отличие от других учебников (36%). Вопросы проблемного характера содержатся в недостаточном количестве (18%).

В большей части проанализированных учебников преобладает репродуктивный характер изложения (учебники Хрипковой по естествознанию для 5- 7 классов и учебник Алексеева С.В. по экологии для 10- 11 классов). Тексты этих учебников не предполагают разрешения какого-либо противоречия или проблемы, поэтому использование их в чистом виде может привести к потере интереса у учащихся к изучаемому материалу.

Тексты меньшей части проанализированных учебников (Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10- 11 класс, Мамедов Н.М., Суравегин И.Г., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. Учебник для старших классов, Чернова Н.М., Константинов В.М. Основы экологии. 10- 11 класс.) обладают проблемным характером. Тексты параграфов этих учебников начинаются с выявления явного противоречия или проблемы и продолжаются постепенным их разрешением. Иногда тема параграфа является познавательным вопросом, захватывающим внимание учащихся. Для примера сравним тип изложения темы «Рациональное природопользование» в учебниках Черновой и Алексеева. В учебнике Черновой по основам экологии выдвигаются два познавательных вопроса: «Промышленные циклы должны быть аналогичными природным циклам. Что это значит?» и «Как добывать природные ископаемые не загрязняя окружающую среду?». Далее изложение следует по пути решения этих вопросов.

В учебнике Алексеева по экологии преобладает простое изложение фактов: дается определение «природные ресурсы», их классификация, «природопользование», «ресурсный цикл».

Представленные данные позволяют утверждать, что больший процент вопросов и заданий носит репродуктивный характер. Их процент в проанализированных учебниках достигает 81 % (Алексеев С.В. Экология. 10- 11 класс). Вопросы и задания частично- поискового характера не превышают 46 % (Чернова Н.М., Константинов В.М. Основы экологии. 10- 11 класс). Вопросы и задания проблемного характера составляют всего 18 % (Чернова Н.М., Константинов В.М. Основы экологии. 10- 11 класс). Таким образом, наиболее удачным с точки зрения реализации принципа проблемности является учебник Черновой и Константинова по основам экологии для 10- 11 классов.

Перейти на страницу: 1 2 

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>