Дидактические правила

III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.

1.Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно. 2.Считайся с (предлагаемым) будущим положением твоего воспитанника. 3.Обучай культуросообразно.

IV. Правила обучения, касающиеся учителя

1.Старайся сделать обучение увлекательным (интересным). 2.Обучай энергично. 3.Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал. Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи. 4.Никогда не останавливайся.

В развитии умственных сил, логи­ческого мышления Дистервег прида­вал большое значение приучению учащихся к логически последова­тельной речи. Важно, чтобы они умели последовательно изложить ход мыслей, обосновать основные поло­жения. Учитель должен наблюдать за ясностью их изложения и логич­ностью его построения, за отчетли­востью их дикции. Нужно дать им больше возможностей упражняться в такой речи, приучать к ней (это гораздо труднее, чем говорить само­му учителю). Вредная привычка — превращать уроки в лекции, за­ставлять учащихся больше слушать, чем говорить

Дистервег горячо популяризировал профессию учителя и признавал, что учитель играет решающую роль в воспитании и обучении детей. Его девиз: «Покажи мне своих учеников, и я увижу тебя!»

Строги те требования, с которыми Дистервег обращается к учителю.Учитель нового времени, прежде всего, должен сам стоять на пути истинного развития. Он должен обладать смелостью мышления, никогда не преступаться против Лессингова “стремления к истине”, руководиться любовью к человечеству, серьезно и честно содействовать решению задач своего времени в пределах педагогической деятельности, должен, наконец, вдумываться в природу человека, в искусство воспитания и обучения, в котором ведь и мастер всегда остается учеником. Ни к чему другому не должен стремиться учитель, как быть воспитателем и учителем. Он не должен быть политиком, человеком клуба и партий, у которого бушующие в груди страсти затмевают ясность чувства и спокойствие духа. Но это не значит, чтобы учитель имел право отстраняться от интересов “целого”, быть равнодушным к ним. Сознавать свои государственные и гражданские обязанности — его долг. Только сам он не должен “браться за политику”. [3]

Истинное препо­давание, «касающееся самых глубо­ких корней духовной жизни ученика, действует на образование воли и ха­рактера». Одним из важнейших источников дидактической силы учи­теля является твердость его воли, энергия и решительность, сила его педагогического характера. «Когда такая решительная сила воли воз­действует, на юную душу, эта по­следняя испытывает возбуждение и оживление в самой глубине своей духовной жизни». Постоянство вос­питательной линии, твердое ее про­ведение, неуклонность требований к учащимся, настойчивость, уверен­ное движение по пути осуществления. « .Только человек решительный, энергичный, с твердым характером, знающий чего он хочет, почему он хочет и какие средства ведут к ис­полнению его воли,— только такой человек может воспитать решитель­ных, энергичных, сильных характе­ром людей». Дистервег справедливо указывал, что это свойство учителя делает излишними всякие ухищрения и специальные дисциплинарные сред­ства. В дисциплине он видел не «сумму внешних приемов», а ре­зультат воспитывающего обучения, (формирующего нравственные убеж­дения и характер учащихся. «Дис­циплина является лишь следствием подобного обучения .».

Перейти на страницу: 1 2 3

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>