Принципы воспитания А. Дистервега

Наиболее подробно свои взгляды по этому вопросу Дистервег из­ложил в статье «О культуре и культуросообразном воспитании», в ко­торой делил культуру на три большие области: культура внешняя, куль­тура внутренняя и культура общественная. К внешней культуре он от­носил способы удовлетворения физических потребностей: как человек питается, одевается, живет, каковы его нравы и обычаи. Внутренняя культура охватывает духовную жизнь человека, его познавательную, чувственную, волевую деятельность. Наконец, общественная культура включает в себя господство человека над силами природы и все формы его общественной жизни в их сочетании с культурой данного народа. Та­ким образом, общественная культура, по Дистервегу, занимает как бы промежуточное место между внешней и внутренней культурой. Обуче­ние, по его мысли, становится развивающим и воспитывающим только тогда, когда оно строится с учетом данных внешней, внутренней и об­щественной культуры. [7;67]

3. Принцип самодеятельности

Самодеятельность, под которой он понимал активность, инициативу, Дистервег считал важнейшей чертой личности. «Быть человеком,— по его словам,— значит быть само­деятельным в стремлении к разумным целям… Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение . Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования…» В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого обра­зования: «Пробуждение самодеятельнос­ти как в ученике, так и в учителе я считаю высшим достижением его формального развития и вос­питания». [2;249]

Положение Дистервега о том, что « .ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усво­ить и переработать», актуально и в на­ши дни. Этот принцип можно выделить, как самый важный: «Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности». Ум, воля, память, мышление, наблюдательность, свой­ственные всем людям, развиваются в процессе самодеятельности, о раз­витии которой у своих учеников учитель и должен заботиться.

Воспитание, по существу, заканчивается тогда, когда человек начи­нает проявлять желание и чувствовать в себе силу продолжать всю жизнь работу по самообразованию, когда он начинает видеть пути и методы этого самообразования. Задачу учителя Дистервег ограничи­вал заботой о развитии природных способностей. Кто же впоследствии выйдет из ученика — математик, техник или музыкант, — это уже дело не учителя.

Самодеятельность в понимании Дистервега равнозначна свободному, самостоятельному познанию. В противовес догматизму и авторитаризму феодальной педагогики он защищал право каждого человека на разви­тие самостоятельного мышления. По его мнению, самостоятельность мы­шления должна вести к сознательной деятельности в жизни.

В «Руководстве для немецких учителей» Дистервег писал: «Соб­ственно человеческим в человеке является его самодеятельность. Все человеческое, свободное, оригинальное

исходит из этой самодеятельности . Воспитание простирается лишь настолько, насколько позволяет самодеятельность; только настолько, насколько ее хватает, возможно как образование человека другими, так и его самообразова­ние. Главной заботой воспитателя, следовательно, должно быть развитие самодеятельности, которая поможет человеку позднее сделаться господи­ном, руководителем своей жизни» [7;66]

Перейти на страницу: 1 2 

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>