Жизненный и творческий путь  А. Дистервега

В 1832—41 он создал в Берлине 4 учительских общества, а в 1848 был избран председа­телем «Всеобщего немецкого учительского союза». В июле 1848 Дистервег вместе с депутатами «левой» фракции прусского национального собрания подписал «Записку 23», авторы которой вы­ступали против конфессиональной школы и требовали единой народной школы для «всех детей нации без различия состояний и будущего призвания». Дистервег, хотя и призна­вал религию в духе рационалистического христианства, в сво­их статьях протестовал против опеки церкви над шко­лой и критиковал церковные догматы, называя их «ре­лигиозным абсолютизмом». [4;747]

В 1847 году Дистервег был отстранен от службы за «опасное воль­нодумство», в 1850 году последовала его окончательная отставка, а 1,2 и 3 октября 1848, в министерство Раумера, были изданы знаменитые “три прусские регулятивы”. Можно себе представить чувство Дистервега при этом двойном ударе: быть вырванным из той стихии, с которой сросся всей душой, и до конца жизни видеть лишь упадок дела, которому служил.В последние десятилетия жизни мы видим “школьного учителя Германии” хотя на верху славы и популярности, но “не у дел”.Много и отдельных брошюр вышло из-под его пера. Но он не был литератором по призванию. Всей душой этой деятельности он не мог отдаться. 7 июля 1866 года, 76-летний старец, еще полный сил, как показывает его чудный по содержанию и форме доклад городу Гамбургу, скончался, чтобы вечно жить в памяти и своего народа и всех тех, кому дороги интересы образования.

Блестящий педагог-практик, Д. был автором св. 20 учебников и руководств по математике, нем. языку, естествознанию, географии, популярной астрономии. Его «Руководство к математической географии» («Lehr-buch der mathematischen Geographic .», 1840) и «Эле­ментарная геометрия .» («Elementare Geometrie fiir Volksschulen und Anfanger iiberhaupt», 1860) были пе­реведены на русский язык, пользовались широкой извест­ностью. Из-под его пера вышли: Спорные вопросы из области педагогики, Письма о воспитании и обучении, Педагогическое путешествие по Дании, Педагогическая Германия, Учебник космографии, Методическое руководство к классному обучению счету (в сотрудничестве с Гейзером), Учебник к классному обучению счету, Хрестоматия для обучения и чтения, Практический курс немецкого языка. В 1835 был напечатан основной труд Д. «Руко­водство к образованию немецких учителей» («Wegvveiser zur Bildung fur Lehrer und die Lehrer werden wollen»), 1-я часть его посвящена общим вопросам педагогики и дидактики, а 2-я, написанная при участии учителей,— преподаванию отдельных предметов. [3]

Перейти на страницу: 1 2 

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>