1.1.2 Эксплицитные теории

Эксплицитные теории интеллекта — это те, которые предложены психологами или другими учеными и проверены путем сравнения гипотез и собранных данных. Эксплицитные теории подразумевают разнообразные подходы к изучению интел­лекта. Разделим их на психометрические, когнитивные, биологические, кон­текстуальные, или обусловленные контекстом культуры, и системные. Психометрический подход

Одна из первых с начала XX в. теорий интеллек­та состоит в том, что он может быть понят с позиции гипотетических ментальных сущностей, называемых факторами. Считается, что эти факторы являются источ­ником индивидуальных различий, наблюдаемых нами в деятельности людей, будь то школа, работа или даже взаимоотношения в обществе [12;136]. Психометрические тео­рии получили такое название потому, что основаны на измерении психологиче­ских свойств. Проверяются же они посредством измерения индивидуальных раз­личий психологического функционирования людей. Индивидуально-дифферен­циальный подход заключается в том, что люди выполняют большое количество заданий, которые, по-видимому, предсказывают интеллектуальные успехи (в шко­ле или на работе) [12;136]. В число тестов входят распознавание значений слов, нахожде­ние вербальных и цифровых аналогий, определение того, какое из слов не отно­сится к данному ряду, решение простых арифметических задач, завершение ряда чисел и наглядное представление пространственных отношений между абстракт­ными формами. Психологи привлекают данные таких заданий, чтобы проанали­зировать разные модели индивидуального решения проблем. Материалы обраба­тываются при помощи так называемого факторного анализа, чтобы выявить фак­торы, определяющие человеческий интеллект.

Вероятно, наиболее распространенным факторным описанием интеллекта яв­ляется иерархическое[6;94]. Хороший пример его был предложен Верноном, полагающим, что интеллект может быть описан как способности различ­ных уровней обобщения. На вершине иерархии находится общая (генеральная) способность, как ее определял Спирмен (модель интеллекта Спирмена рассмотрена подробно в §2). На втором уровне располагается основ­ная группа факторов, например вербально-образовательная способность, необхо­димая для успеваемости по таким предметам, как английский или история, и прак­тически-механическая способность, необходимая для успешного изучения реме­сел и механики. На следующем уровне находится младшая группа факторов, выделенная из основной группы, а внизу помещаются специфические факторы, отмеченные Спирменом. Эта иерархия устраняет лакуны, существовавшие меж­ду двумя крайними видами факторов, предложенных Спирменом [12;137]. Между общим и специфическими факторами находится группа факторов промежуточных уров­ней общности.

Другие широко известные иерархические модели были предложены Густафсоном, Хорном и Кэрроллом. Например, Кэрролл представил свою иерархическую модель интеллекта, осно­ванную на факторном анализе. Разработанная Кэрроллом модель представляет собой иерар­хию, состоящую из трех пластов:

I — ограниченные, специфические способности (например, способность писать или произносить слово по буквам, быстрота рас­суждения);

II — способности различных факторных групп (например, подвижный интеллект, гибкое мышление, дающее основание видеть все по-новому, и кристал­лизованный интеллект, накопленная база знаний);

III — общий интеллект, анало­гичный генеральному фактору интеллекта, указанному Спирменом. Из этих пла­стов, вероятно, наиболее интересен средний, в который входят помимо подвижных и кристаллизованных способностей процессы обучения и памяти, зрительного и слухового восприятия, поверхностное продуцирование идеи (подобно беглой речи) и быстрота (которая включает и абсолютную скорость реакции, и скорость точного реагирования) [12;137]. Биологический подход

Если психометрический подход направлен на опреде­ление того, чем индивиды отличаются друг от друга с точки зрения их умствен­ных способностей, то биологический стремится понять внутреннюю локализацию способностей либо с точки зрения их функционирования (мозг и центральная нервная система), либо в связи с их наследованием (гены) [12;137]. Выдвигались самые разные биологические теории.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>