Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения.

Несколько соображений о проектировании личностно-ориентированной системы обучения. Исходя из ее специфики, невоз­можна построить идеальную модель, как это принято, т.е. наме­тить общие цели и конечные результаты без учета «сопротивле­ния материала», каким является ученик как носитель субъектного опыта. В этом смысле мы различаем термин «прожектирование» (мысленное, идеальное простраивание чего-либо} и проектиро­вание (как создание и практическое воплощение проекта). Эф­фект создания и управления личностно-ориентированным обуче­нием зависит не только от организации, но в значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного субъек­та образовательного процесса. Это делает само проектирова­ние гибким, вариативным, многофакторным.

Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает:

· признание ученика основным субъектом процесса обучения;

· определение цели проектирования — развитие индивидуальных способностей ученика;

· определение средств, обеспечивающих реализацию постав­ленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.

Реализация личностно-ориентированного обучения требует раз­ работки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приема и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей).

Необходимы также особые процедуры отслеживался характе­ра и направленности развития ученика; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности; изменение сло­жившихся в нашей культуре представлений о норме психического развития ребенка (сравнение не ло горизонтали, а по верти­кали, т.е. определение динамики развития ребенка в сравнении с самим собой, а не с другим).

Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе?

Необходимо; во-первых, принять концепцию образовательно­го процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обу­чение и воспитание органически сливаются.

Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных уча­стников образовательного процесса: управленцев, учителей, уче­ников, родителей. В-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса [2; 13].

Перейти на страницу: 1 2 

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>