Заключение

В ходе нашей работы, мы решили проблему содержания профессиональной компетентности БУНК и выяснили, что основная его часть находится в области образования.

Так же, мы достигли поставленной цели и выявили профессиональные компетентности и компетенции БУНК, соответствующие ГОС ВПО.

Нами были решены все поставленные задачи.

В первой главе мы изложили теоретические основы компетентностного подхода в педагогике, рассмотрев различные взгляды на эту проблему таких учёных как Введенский В.Н., Равен Дж., Сорокина Т.М., Хуторской А.В. и др.

Нами были рассмотрены следующие аспекты: определение понятий «компетентность» и «компетенция»; выделение структуры профессиональной компетентности учителя и БУНК в частности.

Путём анализа литературы и анкет преподавателей, во второй главе мы определили содержание понятий «компетенция» и «компетентность». При этом мы оценили уровень понимания данных понятий студентами ФНО ПГПУ и сделали вывод о том, что только лишь небольшая часть студентов реально оценивает требования к собственной  профессиональной компетентности.

Мы, так же, определили перечень профессиональных компетенций из структуры профессиональной компетентности БУНК, соответствующих ГОС ВПО. При этом мы выделили их в виде классификации, которую затем модернизировали путём распределения дисциплин по тому, с какой общей целью они изучаются. Так же мы выделили наиболее специфические из них для специальности ПиМНО и определили дисциплины, которые их формируют.

И, в конце нашей работы, на основании анкет студентов, мы оценили эффективность формирования профессиональной компетентности БУНК в ПГПУ.

Полученные нами результаты показывают, что уровень эффективности формирования  профессиональной компетентности БУНК в ПГПУ  имеет средние показатели.

Таким образом, достигнув поставленной цели, определив специфические компетенции БУНК, мы можем судить о сложности и многообразности компетенций в структуре профессиональной компетентности БУНК. Что, в свою очередь, как показывает выявление понимания и отношения к данному вопросу студентов, требует детальной переработки требований к выпускнику специальности ПиМНО.

 

В конце следует сказать, что наша работа перспективна. Продолжение работы может идти в трёх направлениях:

-    выявление ступеней содержания профессиональной компетентности БУНК, находящихся вне области образования;

-    разработка новых требований к выпускнику специальности ПиМНО, опираясь на результаты нашего исследования;

-    необходимость выявления путей развития профессиональной компетентности БУНК, что доказывают результаты работы, проведённой нами в третьем параграфе второй главы, показывающие необходимость развития профессиональной компетентности БУНК путём использования эффективных, по мнению студентов, средств обучения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Введенский В.Н.

Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 51-55.

2.         Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования:

Специальность 031200 ПиМНО.

3.         Коджаспирова Г.М.

Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 528 с.

4.         Кучугурова Н.Д.

Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. – М., 2000. – С. 360-362.

5.         Лукьянова М.И.

Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. – 2001. – №10. – С. 56-61.

6.         Равен Дж.

Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М., «Когито-Центр», 2002. – 396 с.

7.         Равен Дж.

Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. – М.: «Когито-Центр», 2001. – 142 с.

8.         Сорокина Т.М.

Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: Монография / Т.М. Сорокина; Нижегородский государственный педагогический университет. – Н. Новгород: НГПУ, 2002. – 168 с.

9.         Сорокина Т.М.

Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 110-114.

10.      Толковый словарь русского языка:

В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.И. Ушакова. М., 1935.

11.      Хуторской А.В.

Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы //

Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64

12.      Шишов С.Е., Кальней В.А.

Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

 


[1] От латинского competentia – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом [11, с. 60].

[2] Согласно исследованию Введенского В.Н. [1, с. 51].

[3] Операциональная компетентность определяется набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметно-методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные [1, с. 54].

[4] Ключевая компетентность проявляется не только в решении узко-профессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает и понимает мир за пределами своей профессии [1, с. 52].

[5] Интеллектуально-педагогическая компетентность (которая рассматривается автором как базовая) выражается в умении применять имеющиеся знания для установления педагогически целесообразных взаимоотношений, приобретения и преобразования знаний обучающимися и самим педагогом, а также для выработки способов инновационной деятельности [1, с. 53].

      Учащимся о самообразовании

      Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

      Места обучения детей с проблемами в развитии

      В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

      Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

      Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>